19.12.2012
Генеральный директор МУП «Пермгорэлектротранс» Алексей Никулин — о вариантах самоокупаемости городского электротранспорта, бесплатном проезде на трамваях и исчезновении троллейбусов.
Как вернуть пассажиров в трамваи и троллейбусы, ведь сегодня на МУП «Пермгорэлектротранс» приходится только 17% рынка пассажироперевозок, зато 77% убытков отрасли?
— Все для этого уже есть в базовом документе развития города — в Генеральном плане Перми.
Мы уходим от необоснованного дублирования маршрутов к системе, где каждый вид транспорта дополняет друг друга, с учетом заложенного в Генплане приоритета трамвая. Также необходимо продолжать финансировать развитие и реконструкцию трамвайной сети, заложенной в Генплане города. Это позволит обеспечить большую комфортность движения для пассажиров. И, конечно, необходимо повысить пропускную способность перекрестков для трамваев, регулируя светофорные фазы и внося изменения в схемы организации дорожного движения.
Как вы относитесь к идее депутата Солодникова о бесплатном проезде на трамваях?
— Я знаю, что такой опыт привлечения людей на общественный транспорт существует и приносит определенные результаты. Принимая подобное решение, надо посчитать, в каком варианте у города ниже совокупные расходы на содержание дорожной инфраструктуры и общественного транспорта, и тогда будет понятно, приемлем этот путь для Перми или пока это слишком кардинально. Кроме этого, следует учитывать, что часть пассажиров, живущих в центральных районах города и районах, имеющих трамвайную сеть, окажутся в более выгодных условиях, что может вызвать общественные волнения.
Денис Гвоздев в одном из интервью пермским СМИ озвучил идею, что со временем от троллейбусов придется отказаться. Ваше мнение по этому вопросу? Какой транспорт, на ваш взгляд, может стать альтернативой троллейбусам?
— Действительно, в Генеральном плане города к 2040 году заложен постепенный отказ от троллейбуса в том виде, в каком он существует сейчас. Этот вид общественного транспорта постепенно эволюционирует в электробус. Уже сейчас мы используем на линии технику, позволяющую осуществлять автономное движение на расстояние до 300-400 метров, а производители с 2011 года предлагают уже полностью автономные модели электробусов с запасом хода до 200 км. Поэтому в скором времени разница между автобусами и троллейбусами практически исчезнет, и необходимости содержать троллейбусную инфраструктуру, электрическую воздушно-контактную сеть не будет.
Насколько убыточно сейчас предприятие «Пермгорэлектротранс»? Каких субсидий из бюджета требует? Какова динамика убыточности за последние годы?
— Нельзя сегодня однозначно говорить об убыточности электрического транспорта и МУП «Пермгорэлектротранс». МУП ПГЭТ несет расходы, связанные не только с перевозкой пассажиров, но и с содержанием и ремонтом используемой инфраструктуры, в то время как у автобусных перевозчиков подобных затрат нет. Все их инфраструктурные затраты сводятся к уплате транспортного налога. Кроме этого, наше предприятие отдельно не субсидируется за перевозку льготных категорий пассажиров. Автобусные же перевозчики не только получают возмещение этих затрат в размере сумм, заложенных в плановом порядке в бюджете, но сверх того — через суд, пользуясь несовершенством контроля за объемом перевозок льготников. В итоге, если из субсидий МУП ПГЭТ убрать затраты на инфраструктурную составляющую и обеспечить справедливое финансирование компенсации льготного проезда, то эффективность нашего предприятия будет соизмерима со средними показателями работы автобусных перевозчиков.
Какие механизмы вы предлагаете для того, чтобы снизить убыточность МУП «Пермгорэлектротранс»? Реально ли предприятию выйти на самоокупаемость?
— Ключевой момент — недопущение недобросовестной конкуренции со стороны автобусных перевозчиков, перехватывающих пассажиров в местах дублирования маршрутов. Уже стало недобрым правилом активное движение автобусов по выделенным трамвайным путям с посадкой-высадкой пассажиров из второго ряда. И, конечно, необходимо дальнейшее развитие трамвайных путей и трамвайных маршрутов с удобным для населения графиком и частотой движения для обеспечения транспортной доступности густозаселенных городских микрорайонов. Только при реализации всех вышеизложенных мероприятий можно говорить о выходе на самоокупаемость МУП «Пермгорэлектротранс».
Насколько велика роль электротранспорта в рамках принятой концепции развития городского пассажирского транспорта?
— Электротранспорту, в особенности трамваю, в рамках принятой концепции развития городского пассажирского транспорта отводится ведущая роль — как более вместительному и экологичному виду транспорта. Концепция является одним из механизмов реализации принципов, заложенных в мастер-плане и Генеральном плане города. Это принцип повышения мобильности трамвайной сети и ее развития в глубь густонаселенных микрорайонов. Стратегия является приоритетной при рассмотрении вопросов развития транспортной системы города, а повышение доступности и связанности трамвайной сети, направленное на снижение времени проезда, — один из основных критериев ее развития.
Появилась ли какая-либо ясность по международному конгрессу предприятий городского электротранспорта МАП ГЭТ?
— На данный момент есть решение о проведении Конгресса МАП ГЭТ весной 2013 года в городе Перми, но точной даты пока нет. На конгрессе особое внимание планируется уделить транспортному планированию, концепции развития пассажирского транспорта города Перми, месту электрического транспорта в системе городских пассажирских перевозок, стратегии развития предприятий городского электрического транспорта городов России.
Источник: http://www.business-class.su/article.php?id=22098
Не хуже автобусов
Генеральный директор МУП «Пермгорэлектротранс» Алексей Никулин — о вариантах самоокупаемости городского электротранспорта, бесплатном проезде на трамваях и исчезновении троллейбусов.
Как вернуть пассажиров в трамваи и троллейбусы, ведь сегодня на МУП «Пермгорэлектротранс» приходится только 17% рынка пассажироперевозок, зато 77% убытков отрасли?
— Все для этого уже есть в базовом документе развития города — в Генеральном плане Перми.
Мы уходим от необоснованного дублирования маршрутов к системе, где каждый вид транспорта дополняет друг друга, с учетом заложенного в Генплане приоритета трамвая. Также необходимо продолжать финансировать развитие и реконструкцию трамвайной сети, заложенной в Генплане города. Это позволит обеспечить большую комфортность движения для пассажиров. И, конечно, необходимо повысить пропускную способность перекрестков для трамваев, регулируя светофорные фазы и внося изменения в схемы организации дорожного движения.
Как вы относитесь к идее депутата Солодникова о бесплатном проезде на трамваях?
— Я знаю, что такой опыт привлечения людей на общественный транспорт существует и приносит определенные результаты. Принимая подобное решение, надо посчитать, в каком варианте у города ниже совокупные расходы на содержание дорожной инфраструктуры и общественного транспорта, и тогда будет понятно, приемлем этот путь для Перми или пока это слишком кардинально. Кроме этого, следует учитывать, что часть пассажиров, живущих в центральных районах города и районах, имеющих трамвайную сеть, окажутся в более выгодных условиях, что может вызвать общественные волнения.
Денис Гвоздев в одном из интервью пермским СМИ озвучил идею, что со временем от троллейбусов придется отказаться. Ваше мнение по этому вопросу? Какой транспорт, на ваш взгляд, может стать альтернативой троллейбусам?
— Действительно, в Генеральном плане города к 2040 году заложен постепенный отказ от троллейбуса в том виде, в каком он существует сейчас. Этот вид общественного транспорта постепенно эволюционирует в электробус. Уже сейчас мы используем на линии технику, позволяющую осуществлять автономное движение на расстояние до 300-400 метров, а производители с 2011 года предлагают уже полностью автономные модели электробусов с запасом хода до 200 км. Поэтому в скором времени разница между автобусами и троллейбусами практически исчезнет, и необходимости содержать троллейбусную инфраструктуру, электрическую воздушно-контактную сеть не будет.
Насколько убыточно сейчас предприятие «Пермгорэлектротранс»? Каких субсидий из бюджета требует? Какова динамика убыточности за последние годы?
— Нельзя сегодня однозначно говорить об убыточности электрического транспорта и МУП «Пермгорэлектротранс». МУП ПГЭТ несет расходы, связанные не только с перевозкой пассажиров, но и с содержанием и ремонтом используемой инфраструктуры, в то время как у автобусных перевозчиков подобных затрат нет. Все их инфраструктурные затраты сводятся к уплате транспортного налога. Кроме этого, наше предприятие отдельно не субсидируется за перевозку льготных категорий пассажиров. Автобусные же перевозчики не только получают возмещение этих затрат в размере сумм, заложенных в плановом порядке в бюджете, но сверх того — через суд, пользуясь несовершенством контроля за объемом перевозок льготников. В итоге, если из субсидий МУП ПГЭТ убрать затраты на инфраструктурную составляющую и обеспечить справедливое финансирование компенсации льготного проезда, то эффективность нашего предприятия будет соизмерима со средними показателями работы автобусных перевозчиков.
Какие механизмы вы предлагаете для того, чтобы снизить убыточность МУП «Пермгорэлектротранс»? Реально ли предприятию выйти на самоокупаемость?
— Ключевой момент — недопущение недобросовестной конкуренции со стороны автобусных перевозчиков, перехватывающих пассажиров в местах дублирования маршрутов. Уже стало недобрым правилом активное движение автобусов по выделенным трамвайным путям с посадкой-высадкой пассажиров из второго ряда. И, конечно, необходимо дальнейшее развитие трамвайных путей и трамвайных маршрутов с удобным для населения графиком и частотой движения для обеспечения транспортной доступности густозаселенных городских микрорайонов. Только при реализации всех вышеизложенных мероприятий можно говорить о выходе на самоокупаемость МУП «Пермгорэлектротранс».
Насколько велика роль электротранспорта в рамках принятой концепции развития городского пассажирского транспорта?
— Электротранспорту, в особенности трамваю, в рамках принятой концепции развития городского пассажирского транспорта отводится ведущая роль — как более вместительному и экологичному виду транспорта. Концепция является одним из механизмов реализации принципов, заложенных в мастер-плане и Генеральном плане города. Это принцип повышения мобильности трамвайной сети и ее развития в глубь густонаселенных микрорайонов. Стратегия является приоритетной при рассмотрении вопросов развития транспортной системы города, а повышение доступности и связанности трамвайной сети, направленное на снижение времени проезда, — один из основных критериев ее развития.
Появилась ли какая-либо ясность по международному конгрессу предприятий городского электротранспорта МАП ГЭТ?
— На данный момент есть решение о проведении Конгресса МАП ГЭТ весной 2013 года в городе Перми, но точной даты пока нет. На конгрессе особое внимание планируется уделить транспортному планированию, концепции развития пассажирского транспорта города Перми, месту электрического транспорта в системе городских пассажирских перевозок, стратегии развития предприятий городского электрического транспорта городов России.
Источник: http://www.business-class.su/article.php?id=22098