">
10.12.2020

Транспортные итоги-2020 в Перми: почти 500 новых автобусов на линии, доля низкопольного транспорта выросла до 92%

В 2020 году в транспортной отрасли Перми произошли масштабные изменения, направленные на повышение качества обслуживания горожан: существенно обновился парк автобусов, ужесточились требования к перевозчикам, поездки стали безопаснее.

В период распространения коронавируса сфера общественного транспорта столкнулась с трудностями, например, беспрецедентным падением уровня пассажиропотока из-за введения ограничительных мер, необходимостью проведения регулярной противовирусной обработки.

Во время действия режима полной самоизоляции администрация Перми оказала поддержку перевозчикам, чтобы не допустить прекращения работы ни по одному автобусному или трамвайному маршруту. Так, были закуплены и переданы сотрудникам автотранспортных предприятий средства индивидуальной защиты, проводилась полная обработка транспорта в конце смены. В апреле 2020 года пассажиропоток снизился на 90%. Чтобы транспорт продолжал работать в достаточном количестве на протяжении всего дня, перевозчикам были компенсированы выпадающие доходы в виде субсидий. Таким образом, городские власти обеспечили бесперебойную работу городского транспорта даже во время самых жёстких карантинных мер.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию Пермь одной из первых в стране смогла в полной мере реализовать новую транспортную модель. Предпосылками к ней выступил ряд факторов: «стареющий» подвижной состав, недостаточная культура и качество обслуживания пассажиров, несбалансированная маршрутная сеть, разные экономические условия перевозчиков в центре города и в отдалённых районах. Всё это привело к росту автомобилизации и ежегодному снижению уровня пассажиропотока.

В 2020 году был реализован целый комплекс мер, направленный на повышение уровня комфорта и качества совершаемых поездок. Одной из них было повсеместное внедрение безналичной оплаты проезда. С 1 февраля в городском пассажирском транспорте впервые появилась возможность оплачивать проезд безналичным способом: на всех автобусных и трамвайных маршрутах стала приниматься к оплате единая транспортная карта, поэтапно внедрялась оплата банковскими картами. По мере заключения новых контрактов с перевозчиками безналичная оплата стала доступна во всем городском транспорте. Доля оплаты проезда безналичным способом выросла почти в 3 раза: с 26% в январе до 71% в ноябре 2020 года. Отдельно стоит отметить появление тарифного меню. С февраля пассажирам стали доступны несколько видов тарифных планов: на фиксированное количество поездок и несколько видов безлимитных проездных, а также система бесплатных пересадок.

Существенно улучшилось качество подвижного состава и обслуживания пассажиров. По улицам Перми начали курсировать новые современные трамваи. По сравнению с 2019 годом средний срок эксплуатации автобусов сократился с 12 до 3 лет, средний экологический класс (Евро) увеличился с 3,6 до 4,8, доля низкопольных автобусов увеличилась до 92%, доля автобусов, оборудованных системой кондиционирования воздуха, увеличилась с 10% до 67%. Сейчас общее количество новых автобусов, работающих на муниципальных маршрутах города и имеющих 2019-2020 год выпуска, составляет 490 единиц (около 68 %). С 2021 года на муниципальных маршрутах не останется автобусов старше 10 лет. Обновление подвижного состава произошло во всех районах. Новая транспортная модель позволила обеспечить одинаково качественную услугу на всей территории города, в том числе на маршрутах, экономика которых не позволяла перевозчикам ранее обновить подвижной состав.

Новые контракты предполагают ответственность перевозчиков за качество предоставляемой услуги. В них прописан целый ряд мер воздействия: предусмотрено более 24 пункта, за нарушение которых может быть начислен денежный штраф. Так, с января по октябрь с перевозчиков удержано более 9 миллионов рублей. Для осуществления ежедневного надзора за качеством предоставления услуг увеличен штат контролеров в контрольно-ревизорской службы МКУ «Гортранс».

С апреля по июль в Перми была внедрена новая маршрутная сеть. Основной идеей изменений являлось обеспечение равной транспортной доступности для всех жителей города, в особенности для отдаленных районов, и сокращение избыточного дублирования маршрутов в центральной его части. Благодаря равному распределению маршрутов сократилась и загруженность транспорта. Например, загруженность автобусов, обслуживающих закамское направление, в среднем снизилась на 13%, а автобусов, перевозящих пассажиров из Орджоникидзевского района – на 11%. Это повлияло и на безопасность перевозок: у водителей исчезла необходимость «гоняться» за пассажирами. Также это позволило снизить нагрузку на улично-дорожную сеть, снизить количество вредных выбросов в плотном трафике движения.

Как отмечают в департаменте транспорта администрации Перми, маршрутная сеть – это живой организм. По мере восстановления пассажиропотока департамент будет мониторить ситуацию и локально реагировать на просьбы пассажиров.

2020 год стал завершающим для масштабных изменений в транспортной отрасли Перми. По данным социологического опроса, ежегодно проводимого департаментом планирования и мониторинга администрации Перми, в этом году по сравнению с 2018 годом более чем в 5 раз выросло число респондентов, считающих городской пассажирский транспорт безопасным, а оценка комфортности передвижения на общественном транспорте выросла почти в 2 раза.

В следующем году, по мере стабилизации экономической ситуации, перед городским департаментом транспорта стоит задача повысить уровень предоставляемых услуг, в том числе с учётом мнения жителей Перми.

Комментарий эксперта:

– Пермь стала вторым городом в России, в котором была реализована крупномасштабная реформа пассажирского транспорта. Это новая маршрутная сеть, новые взаимоотношения с перевозчиками, новая финансовая модель, новая система оплаты. Во всех городах страны в разной степени идут реформы системы транспортного обслуживания населения. Первый такой опыт был в Твери. В Перми изменения стали самыми масштабными. Я считаю, что цель можно считать достигнутой. Значительно изменился подвижной состав на маршрутной сети во всем городе. Средний возраст автобусов составил 3 года: это более 490 автобусов выпуска 2019-2020 годов. Средний экологический класс – 4,8. Доля низкопольных автобусов уже сейчас составляет 92%. Это то, что видят люди, то, чем они пользуются, – подчеркнул директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов.


Возврат к списку